|
Алексей Полунин | Hits: 21689 | ||||||||||||||||||||||||
Для передачи речи пытались приспособить многие современные пакетные технологии. Несколько лет назад обстоятельно и подробно обсуждались перспективы VoFR, но широкого распространения эта технология не получила. То же самое можно сказать в отношении VoATM и VoEthernet. Причина в том, что технологии передачи речи поверх протоколов второго уровня и не могли занять доминирующих позиций. В противном случае пришлось бы решать многочисленные проблемы при стыковке разнородных сетей. И тут очень кстати пришелся протокол IP, и доминирующей стала технология VoIP. |
|||||||||||||||||||||||||
ТерминологияНа рисунке представлен один из вариантов терминологии в области IP-телефонии, предложенный форумом ITU-T в 2001 в Женеве.
Исторический экскурс
Развитие IP-телефонии в нашей стране условно можно разделить на две эпохи – до и после 1 июня 1999 г. Именно в этот день IP-телефония была фактически легализована как услуга пакетных голосовых сообщений в рамках телематической службы. Заметим, что речь идет об открытии возможности использовать пакетную передачу голоса для предоставления платных услуг. До этого дня решения по пакетной передаче голоса использовались либо в составе других решений, либо в чисто экспериментальных приложениях. Именно под этой легендой многие энтузиасты рынка предоставляли платные услуги IP-телефонии. Технологические основы
Любое решение в области IP-телефонии основывается на трех группах протоколов (кодеки, протоколы сигнализации, транспортные протоколы), которые разрабатывались в разное время. Причем большая их часть была разработана еще до начала эры IP-телефонии совсем под другие задачи. КодекиЗдесь приведена информация о различных кодеках, используемых для оцифровки голоса в решениях IP-телефонии. В последнее время чаще всего используются два из них – G.711 и G.729. Такой выбор вполне объясним, G.711 обеспечивает наилучшее качество, а G.729 дает оптимальное соотношение между качеством голоса, задержкой и требуемой полосой пропускания.
Протоколы сигнализации
По аналогии с традиционной телефонии, в IP-телефонии можно так же выделить два вида сигнализации – внутриполосной и по ОКС. К первому виду следует отнести H.323 и SIP, а ко второму - MGCP (Media Gateway Control Protocol, RFC 2705), Megaco/H.248. Протоколы Н.323 и SIP ориентированы на работу с абонентскими устройствами, хотя так же могут использоваться для управления шлюзами. MGCP и Megaco/H.248 предназначены в первую очередь для работы со шлюзами. Транспортные протоколы
Данная категория протоколов полностью разработана IETF и, естественно, ориентирована на протокол IP. Качество
Качество связи в системах IP-телефонии является, наверное, самой обсуждаемой темой при решении вопроса о внедрении таких систем. Это вполне справедливо, впрочем, как справедливо обсуждение таких вопросов при внедрении любых телекоммуникационных систем. Основными факторами, влияющими на качество IP-телефонии, являются:
Качество голоса при использовании кодеков оценивается по пятибалльной шкале экспертных оценок MOS (Mean Opinion Score, рекомендация ITU-T P.800). Направления IP-телефонииКак и другие технологии в телекоммуникациях, IP-телефония развивается двух направлениях – решения для корпоративных применений и для операторов связи.
В рамках каждого из данных направлений можно выделить свои сегменты.
Корпоративные клиенты:
|
Наверх |