Услуги видеоконференций: вчера, сегодня, завтра


Алексей Полунин

Hits: 21448

Варианты применения систем видеоконференцсвязи (ВКС) или, как чаще назвают эти системы - видеоконференций, волнуют пользователей с довольно давних пор. Сперва этой темой заинтересовались фантасты, рисуя в своих произведениях варианты передачи на огромные расстояния изображения собеседников. Порой они были вполне реалистичны и уже сегодня воплощены в жизнь, но чаще всего фантастические проекты виртуальных встреч остаются до сих пор на бумаге.

Антология ВКС

Первым шагом на пути реализации идеи видеосвязи стали хорошо всем известные телемосты. Однако использование телевизионных средств для организации повседневных сеансов видеосвязи является не вполне рентабельным. Телевизионное оборудование и его аренда стоит очень дорого, для этого необходимы специально оборудованные студии, кроме того, весьма недешево обходится использование широкополосного канала связи. Но у такого варианта организации сеанса видеосвязи есть одно неоспоримое преимущество -- высокое качество передаваемого изображения. Поэтому телемосты главным образом применяются при проведении широкомасштабных массовых мероприятий, главным образом политической направленности, когда финансовый аспект отступает на второй план.
Главной проблемой передачи видеоизображения по каналам связи, чья пропускная способность приемлема для большинства пользователей по стоимости, является восстановление сигнала на приемной стороне. Именно от этого во многом зависит применение того или иного вида сервиса на сети видеоконференцсвязи. Решение задачи кодирования видеоизображения, уплотнение получаемого цифрового потока и восстановление исходного изображения требуют привлечения значительных аппаратных и программных ресурсов. Это, в свою очередь, неизбежно сказывается на стоимости оборудования и его применимости для предоставления разных услуг.
В настоящее время разработано достаточное число алгоритмов, позволяющих передавать видеосигналы по каналам с полосой пропускания в несколько десятков или сотен кбит/с. Для сравнения напомню, что типовой видеосигнал оцифровывается “в лоб” со скоростью порядка 140 Мбит/с, если необходимо передавать телевизионный сигнал, то данное значение можно смело удваивать.
Высокая плотность сжатия в современных кодеках достигается комбинацией разных методов. В первую очередь изображение приводится к так называемому обобщенному промежуточному формату, который позволяет унифицировать воспроизведение изображений на телевизионных мониторах, поддерживающих разные системы вещания (SECAM, PAL, NTSC). Этот формат называется CIF и характеризуется разрешающей способностью 288х352 пикселя при частоте кадров до 30 в секунду. Далее выбираются опорные кадры, которые целиком передаются на приемную сторону. В промежутках между ними идет передача информации об изменениях в исходном изображении. Кроме того каждый кадр разбивается на два цветоразностных и один яркостный блоки. Собственно они и подвергаются цифровому кодированию.
Подобные алгоритмы лежат в основе построения кодеков, описываемых рекомендациями ITU-T Н.261, Н.263, Н.263+, Н.263++, Н.264 которые чаще всего используются в системах видеоконференцсвязи. Существует еще большая группа кодеков MPEG, весьма схожих по алгоритмическим подходам с кодеками ITU-T. В настоящее время наибольшее распространение получили кодеки MPEG-1, 2 и 4, они позволяют передавать видеоизображение со скоростями от десятков кбит/с до нескольких Мбит/с.
Среди технологических особенностей, влияющих на номенклатуру предоставляемых услуг, следует отметить возможность удаленного, практически интерактивного управления оборудованием другой стороны. Для этого используются протоколы, определяемые рекомендациями Н.281 и Н.224. Большие перспективы открывает применение протоколов серии Т.120, описывающих конференцию данных по сетям ВКС. С их помощью можно не только передавать файлы и неподвижные графические и видеоизображения, но так же совместно использовать ресурсы компьютерных приложений.
Кроме технических аспектов предоставления услуг видеоконференций необходимо помнить о психологическом факторе самовосприятия человека на экране. Как показывает опыт, успешное внедрение той или иной услуги во многом зависит от решения данной проблемы.

 

Полифония сервиса

 

Выбор места применения для услуг видеоконференций достаточно велик. Без всякого преувеличения можно констатировать, что там, где сегодня используется телефонная связь с успехом может быть применена видеосвязь. Сегодня весь диапазон услуг ВКС можно разбить на три основных группы. Первая из них, появившаяся на заре становления данной технологии, напрямую связана с использованием в корпоративной деятельности. Это проведение совещаний и бизнес-встреч, обучение сотрудников, поддержка удаленной работы. Вторая группа услуг появилась немного позже, когда стали доступны публичные сети ВКС, и в основном связана с телемедициной и дистанционным образованием. Третья группа услуг оказалась востребованной совсем недавно и еще не получила широкого признания. К ней можно отнести проведение рекламных и маркетинговых акций, поддержку взаимодействия с клиентами, телебанкинг, интерактивные информационные киоски, удаленный мониторинг производственных процессов и т.п. Рассмотрим наиболее распространенные виды сервиса более подробно.
Проведение совещаний и бизнес-встреч. Именно в этом направлении применения систем ВКС накоплен наибольший опыт. Данный сервис позволяет не только проводить встречи сотрудников компании, разделенные тысячами километров, но и обеспечивать постоянную работу над совместными проектами. По разным оценкам временные потери и финансовые затраты на командировки снижаются в три-четыре раза. Очень часто в расчетах эффективности внедрения таких систем в практику компании учитывают еще и косвенные потери, связанные с отсутствием работника в офисе.
Еще несколько лет назад, на конференции журнала “Сети”, посвященной проблемам ВКС, были представлены расчеты окупаемости внедрения такой системы. Получалось, что при построении сети ВКС на основе каналов ISDN срок окупаемости составляет всего несколько месяцев при весьма умеренной частоте ее использования в работе. А в случае использования сетей IP для проведения сеансов ВКС стоимость получится еще меньше.
Сегодня собственные корпоративные сети видеоконференций применяются в нашей стране главным образом в крупных государственных и коммерческих организациях. Это, прежде всего правительственные учреждения, нефтяные компании, Газпром и МПС. Однако преимущества данного вида связи не закрыты от малых и средних компаний. Сейчас услуги видеоконференцсвязи предоставляют многие операторские компании.
В последнее время видеоконференции активно применяются в ходе судебных слушаний. Если на первых этапах это было диковинкой, то сегодня рассматривается как один из вариантов предотвращения побегов особо опасных преступников во время апелляционных заседаний.
Виды сервиса, связанные с проведением совещаний, был наиболее критичны к качественным показателям видеоизображения. Поэтому для их предоставления используются наиболее дорогие, так называемые кабинетные системы и высокоскоростные каналы связи. Как показывает практика, для достижения высокого качества требуется пропускная способность не менее 384 кбит/с по сетям ISDN и не менее 500 кбит/с в каждую сторону по сетям IP.
Надомные формы работы получают в последнее время все большее распространение. В первую очередь относится к представителям “творческих” специальностей, но и в любой другой профессии, которая подразумевает работу с информацией, такие формы вполне реализуемы. Оставим вне рамок нашего рассмотрения вопросы эффективности работы в домашних условиях, но с точки зрения технических возможностей на пути создания виртуального домашнего офиса с эффектом присутствия нет никаких преград.
Для реализации данной услуги вполне подходят системы ВКС, интегрированные с персональным компьютером, а так же канал связи пропускной способностью 128 кбит/с.
Обучение сотрудников. Решение вопросов повышения квалификации сотрудников становится важной частью успешной деятельности любой компании в условиях современного бизнеса. Компании вынуждены часто обновлять выпускаемую продукцию, предлагать своим заказчикам новые виды сервиса, причем эта тенденция является общей и никак не связана с профилем деятельности предприятия, но все это требует новых знаний сотрудников.
Однако остановимся на работе производителей телекоммуникационного оборудования. Даже по опыту работы российских представительств зарубежных компаний можно смело утверждать, что ведущие специалисты тратят до половины своего рабочего времени на повышение уровня знаний. Так же это требует огромных финансовых затрат, связанных с их командировками в штаб-квартиры компаний. Выходом из сложившейся ситуации вполне может стать использование систем ВКС. Это необязательно должно быть обучение в реальном времени, современные технологии позволяют создавать информационные банки данных, где хранятся все актуальные курсы. По мере необходимости сотрудник подключается к такому серверу и занимается самостоятельным изучением. В тоже время не исключается участие в процессе самообразования инструкторов учебного центра.
В нашей стране большой опыт корпоративных тренингов накоплен в Министерстве путей сообщений, где данная видеосистема интегрирована в единую сеть передачи данных.
По требованию к качеству изображения системы корпоративного тренинга не уступают услугам по проведению совещаний и бизнес-встреч. Широкое распространение при реализации данного сервиса получили системы потокового видео по сетям пакетной передачи, позволяющие транслировать изображение многим пользователям без перегрузок в среде передачи.
Использование систем ВКС в образовательном процессе не ограничивается только рамками корпораций. Они широко применяются в дистанционном обучении для широких слоев населения. В мировой практике многие известные университеты организуют различные курсы обучения, построенные на принципах заочной учебы. Эта форма обучения имеет долгую историю, но ВКС позволила придать ей “второе дыхание”, предоставив студентам и преподавателям возможность воспользоваться качественно иным видом удаленного общения.
В тоже время системы ВКС не могут в полной мере заменить других методов обучения. Как свидетельствует опыт Центра дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного технического университета, системы ВКС главным образом становятся инструментом интерактивного взаимодействия студентов с преподавателями. По оценке, на долю ВКС приходится от 10% до 15% вклада в эффективность заочного обучения.
Качественные характеристики данных систем главным образом зависят от бюджета проекта, но в общем случае можно обойтись не слишком дорогим оборудованием и каналами связи с небольшой пропускной способностью.
Гораздо большее распространение в России имеют системы телемедицины, основанные на системах ВКС. Этому есть вполне логичное объяснение – огромные российские просторы, сосредоточение квалифицированных специалистов в столичных городах и актуальность своевременной помощи для судьбы пациента. В настоящее время в нашей стране насчитывается несколько сетей телемедицины, преимущественно ведомственных. Они созданы в МПС, МИД, в сети больниц, относящихся к водному транспорту, развернута такая сеть в ЦКБ. Наибольшую известность и авторитет получила сеть телемедецины Института сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. За несколько лет работы в данных сетях был накоплен большой положительный опыт оказания помощи. Причем, услугами данных сетей могут воспользоваться все желающие, которым необходима срочная медицинская консультация.
Услуги телемедицины стоят достаточно высоко. В среднем консультация длится не менее получаса и для ее проведения арендуются междугородные, а порой и международные каналы ISDN. Часто необходимы повторные консультации. Тем не менее, опыт показывает, что общие расходы пациента на услуги телемедицины оказываются в несколько раз меньше, чем его поездка в столицу.
Несмотря на очевидные высокие требования к качеству изображения в телемедицине, в российской практике широко применяются реализации систем ВКС на базе персональных компьютеров и IP-каналы или ISDN-каналы с пропускной способностью от 128 кбит/с. Это стало возможным, так как даже такие системы способны передавать статическое видеоизображение с высокой разрешающей способностью, что и используется для демонстрации результатов лабораторных, рентгеновских и других исследований.
В последнее время стали находить применение новые виды сервиса, которые возможны с использованием систем ВКС. В первую очередь, это проведение рекламных и маркетинговых акций для целевых групп клиентов. Очень часто эту услуги называют брифингом, и в ее основе лежит аренда ресурсов национальных и мировых сетей видеоконференцсвязи. Данная услуга удобна, когда необходимо одновременно во многих местах представить новый товар или сообщить нечто важное руководством крупных корпораций. Поэтому при ее реализации особое внимание уделяется качеству видеоизображения.
В силу участившихся случаев мошенничества с кредитными карточками при оплате в магазинах и совершении банковских операций интерес может представлять услуга телебанкинга, основанная на системах ВКС. Теперь ничто не препятствует общению личному сотрудников банка и их клиенту, даже разделенным многими километрами. При этом может вестись видео и аудио протоколирование проводимых сделок, что обеспечивает повышение безопасности банковских операций и снижает риск отмывания “грязных денег”.
Видеоконференцсвязь предоставляет новые формы в обслуживании клиентов. В совокупности с возможностями Internet обеспечивается быстрое реагирование на пользовательские запросы и их успешное решение. Такая форма обслуживания найдет свое место в мультимедийных операторских центрах и в работе Internet-магазинов. В последнем случае передача видеоизображения способна поднять объем продаж, так как главной проблемой такой формы торговли является незавершенность подавляющего числа сделок. Причиной становится невозможность получить достаточно информации о товаре. Системы ВКС если и не решет полностью данную проблему, тем не менее, способны снять ее остроту.
Хорошие перспективы использования ВКС открываются в работе интерактивных справочных служб, часто называемых информационными киосками. Они позволяют получать разнообразную информацию и, по сути дела, удаленным терминалом общения с универсальным операторским центром.
В производственной практике системы ВКС стали широко использоваться для удаленного мониторинга опасных производственных процессов. Для этого применения часто задействуются недорогие видеосистемы, интегрированные с автоматическими компьютерными системами управления производством.


Без всякого сомнения, услуги, основанные на применении систем видеоконференций, будут появляться и далее. Особенно подстегнуть данный процесс сможет появление доступных для широкого круга абонентов систем широкополосного доступа. Вполне возможны варианты качественной видеосвязи через Internet, что зависит не только от скорости абонентского доступа, но и надежной работы ядра глобальной сети. Основным направлением развития услуг ВКС следует считать взаимодействие продавцов с клиентами, что особенно важно в начинающуюся эпоху электронного бизнеса.

 


Комментарии (0):

Добавить комментарий

 
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Решите задачку (ответ напишите цифрами):
Семь + Восемь =

 
 
 
Наверх